Уроков по скульптуре: резьба по гипсу в технике. Техника резьба по гипсу


Резьба по гипсу — проще простого

Библиографическое описание:

Тошев И. И. Резьба по гипсу — проще простого // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1405-1408. — URL https://moluch.ru/archive/114/29317/ (дата обращения: 23.09.2018).



Ганч, или алебастр — материал, получаемый из горных известковых пород путем их обжига и измельчения, используется для изготовления резных изделий декорирования интерьера и фасадов зданий

Традиции резьбы по ганчу зародились в Среднеазиатских странах (Таджикистан, Узбекистан) в начале нашей эры. Ввиду отсутствия других строительных материалов в этих засушливых районах все города строились преимущественно из природной глины. Декоративные элементы зданий выполнялись из более мягкого и эластичного материала — ганча. Мастера превращали его в настоящее кружево, которое служило украшением мечетей, дворцов, домов знати. В жилище декор был менее замысловатым, но вносил легкость и воздушность.

Если декоративное изделие будет выполнено в единичном экземпляре, то вам необходимо изготавливать его при помощи резьбы по гипсу. Как и любые работы связанные с изготовлением чего-либо процесс резьбы начинают с разработки эскиза будущего изделия. На этом этапе разрабатывается форма и орнамент. Эскиз выполняют на плотном листе бумаги в масштабе 1:1. Если ваш орнамент симметричный, то вырисовывать его можно один раз. Возьмите лист бумаги, сверните его вчетверо и на одной части нарисуйте участок орнамента. Затем при помощи иголки или шила сделайте проколы вдоль всех линий вашего эскиза. После разворачивания листа на его поверхности будет виден весь орнамент. Если у вас нет гипсовой плиты, подходящего для вырезания размера не отчаивайтесь, такую плиту можно изготовить самостоятельно. Выполнять работы по изготовлению (правильнее будет сказать — формовке) лучше всего на гладкой ровной поверхности. Вам понадобятся деревянные рейки длинной 1 м, шириной — 5 см и высотой 3 см. Соберите из них рамку, рамка должна быть разборной. Покройте плоскость стола и внутренние поверхности рамки какой-либо смазкой и приступайте к непосредственно формовке. Заливка гипсового раствора производится в два приема. Раствор для первого слоя приготавливается из гипса и воды в соотношении 2:3, не перемешивая, необходимо просто дождаться, когда гипс впитает воду и станет по консистенции похожим на сметану. Далее его равномерно распределяют по днищу формы слоем около двух сантиметров. Схватывается раствор, приготовленный таким образом, очень быстро. Примерно через 10–15 минут можно приступать к заливке следующего слоя. Раствор для второго слоя приготавливается в тех же пропорция что и для первого. Отличие заключается в том, что для продления времени пластичности гипса, раствор необходимо вымешивать как можно тщательнее (не меньше 3–4 минут). Когда раствор будет готов — протрите поверхность первого слоя мокрой тряпкой и произведите заливку второго слоя. Примерно через 10–15 минут осторожно снимите стенки формы. Плита готова. Уложите на ее поверхность шаблон будущего орнамента и нанесите на места проколов сухой пигмент. Снимите шаблон. На поверхности плиты должен остаться пунктирный рисунок, повторяющий ваш орнамент. Обведите его карандашом и приступайте к вырезанию рельефа. Вырезать можно при помощи скальпеля, для этого держите его под углом 45 градусов к поверхности плиты. Острие ведите на расстоянии двух-трех миллиметров от линии рисунка. Придерживать и направлять скальпель можно пальцами свободной руки. Не забывайте периодически смачивать поверхность плиты водой. Если возникнет необходимость сделать в работе перерыв — просто накройте плиту влажной тряпкой и полиэтиленовой пленкой. После окончания подрезки снимите слой гипса, который является фоном орнамента, и выровняйте поверхность при помощи наждачной бумаги. Резьба по ганчу является одним из уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистана. Искусство резьбы по ганчу Центральной Азии, и в частности Узбекистана, представляют по художественному стилю и специфике технического исполнения уникальную школу. История этого ремесла берет начало в III-IV веках. До наших дней сохранились древние памятники архитектуры, такие, как дворец Варахша, резиденция правителей «благородной Бухары».

Ганч — известный в Центральной Азии вяжущий материал, его получают обжигая особую породу, содержащую гипс и глину. В древности его использовали как штукатурку для стен или раствор для сцепления кирпичей. Но безграничная фантазия и талант народных умельцев превратили простой алебастр в изысканное украшение дворцов и мечетей. За многие века резьба по ганчу достигла высот истинного искусства. Пластичный, быстро схватывающийся, податливый в обработке и в то же время необычайно твердый после высыхания, он имеет приятную бархатистую поверхность и мягкий белый цвет. Свойство ганча к быстрому схватыванию, его плотная мелкопористая структура, прочность, чистый белый цвет определили его технические и художественные качества.

Ганч, являясь сам по себе очень податливым материалом, обладает высокой пластической выразительностью.

ГанчГанч

В арсенале резчика, ганчкора, более десятка инструментов, позволяющих создавать самые сложные узоры, так называемые пардозы. Мастера сами придумывали шаблоны для орнамента, наиболее красивые и удачные из них умельцы собирали и хранили всю свою жизнь.

ГанчГанч

Это было главное богатство ганчкора, которое передавалось по наследству от отца к сыну. У настоящего усто (мастера) всегда были ученики, которыми становились дети самого резчика и его односельчан. Таким образом в течение веков складывались династии, и целые села, а иногда и города становились известными благодаря искусству местных умельцев.

Настоящий расцвет этого искусства наступил в XVIII-XIX веках, когда украшаться стали не только мечети и дома знати, но и жилища простого народа. Этот период характеризуется совершенствованием методов, техники, разновидностей резьбы, созданием локальных школ. В конце XIX — начале XX вв. на территории Узбекистана выделялись такие центры резного ганча, как Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Фергана.

Издревле в орнаменте узора использовались геометрические и растительные мотивы. Существует множество приемов резьбы, различных по стилю, глубине и сложности, но настоящий мастер владеет всеми тонкостями и секретами ремесла. Он умело сочетает десятки разновидностей отделки, создавая из белоснежного гипса живые композиции. Порой трудно определить, где кончается один прием и начинается другой, настолько органично сливаются они в каждой работе.

В наше время резной ганч в Узбекистане находит самое широкое применение как архитектурное убранство при строительстве жилых домов, театров, клубов, дворцов культуры и других общественных зданий. В крупных городах республики — Бухаре, Самарканде, Фергане — с увлечением изучают древнее ремесло мастеров-ганчкоров орнаментальных плит, в которых прослеживается стремление следовать традициям старой архитектурной резьбы. Но есть изделия, которые как бы расширяют сферу применения резного декора. Так, ганчкорами сконструированы и выполнены в материале всевозможные светильники: бра, торшеры, настольные лампы. Изящный прорезной орнамент в этих изделиях напоминает легкую кружевную вязь.

Сегодня древняя изящная резьба удачно сочетается с современными архитектурными решениями. В наше время эволюцию этого вида искусства демонстрирует декоративное оформление ряда административных зданий в Узбекистане, а также Государственной библиотеки имени А. Навои, гостиницы «Ташкент», Государственного узбекского театра музыкальной драмы имени Мукими, столичного дворца «Туркистон», башни Ташкентских курантов, архитектурной жемчужины столицы — Государственного музея истории Темуридов и других объектов.

Литература:
  1. Резьба по ганчу http://www.visituzbekistan.travel/ru

Основные термины (генерируются автоматически): поверхность плиты, Узбекистан, III-IV, XVIII-XIX, Бухара, раствор, Самарканд, Фергана, Центральная Азия.

moluch.ru

резьба по гипсу в технике "ганч"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА УЧЕБНОГО КУРСА

Данный проект учебного курса по скульптуре разработан для учеников ДШИ четвёртого класса как предмет по выбору на практическом материале и предназначен для педагогов детских художественных школ.

Цель проекта учебного курса - приобщение детей к удмуртской национальной культуре, художественному творчеству, литературе; умению ценить, уважать и понимать культуру и быт разных народов, их национальные произведения искусства; приобретение чувства прекрасного и бережного отношения к традициям.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА УЧЕБНОГО КУРСА

  • использовать в художественном воспитании учащихся опыт удмуртских и узбекских умельцев,
  • ознакомить учащихся с основными художественными и скульптурными направлениями в национальном искусстве Узбекистана, стилевыми особенностями творчества мастеров-ганчкоров,
  • ознакомить детей с художественным, текстильным и другими направлениями в удмуртском национальном искусстве,
  • приобщить учащихся к художественным традициям культур Удмуртии и Узбекистана,
  • привить интерес школьников к национальным культурам посредством выполнения скульптурного орнамента.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ УЧЕБНОГО КУРСА

Особая роль в образовательном процессе отводится обучению специальной дисциплине-скульптуре, как формирующей эстетические и профессиональные качества будущих специалистов. Именно поэтому “на сегодняшний день актуальным становится формирование модели педагогического процесса, учитывающей специфику современного изобразительного искусства, так и множество взаимных связей и зависимостей, модель, которая в полной мере отвечала бы требованиям жизни. Во все времена процесс обучения, а тем более его модернизация, зависел от методических задач, которые ставятся перед детьми. Методические задачи в свою очередь зависят от особенностей установок художественной школы.”[8]

Поэтому в процессе обучения технологии изготовления работ по скульптуре стоит задача познакомить учащихся со всеми разновидностями материалов от простейших до самых сложных. Учащиеся должны творчески подходить к заданию и пробовать свои силы в поисках новых вариантов лепки и выразительной пластики в своих работах по этому предмету.

Проект учебного курса рассчитан на первое полугодие для учеников четвёртых классов ДШИ как предмет по выбору. Дети за время обучения знакомятся и практически осваивают технологический процесс работы с гипсом, особенности этого материала. Возможно, человеку в его практической деятельности, не придётся заниматься резьбой по гипсу, но в учебном заведении освоение навыков работы с ней необходимо.

В курсе освоения данного проекта лежит приобретение навыков работы с различными инструментами, резаками. Приобретаются умения тонировки, ошкуривания гипса.

Также учащиеся расширяют свой кругозор, сравнивая, две не похожие друг на друга культуры. Понимают, что национальные ценности разных народов можно связать воедино и получить прекрасный результат.

На примере связи культур Удмуртии и Узбекистана разработан данный проект учебного курса, цель которого “глубоко осознать и использовать в воспитательно-образовательной деятельности природу искусства школ народных мастеров как средства постижения отечественной культурной традиции и одновременно - как важнейшего элемента приобщения к общечеловеческим идеалам, духовным ценностям, опыту прошлого”[8]

По конечному творческому итогу учащиеся приобретают профессиональные навыки, которые могут применить в различных отраслях: дизайне, строительстве, архитектуре и т. д.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ УЧЕБНОГО КУРСА

Название занятия Кол-во часов
1 Введение. Инструктаж по технике безопасности 1
2 Что такое ганч, Знакомство с резным ганчем Узбекистана 1
3 Виды орнамента. Способы резьбы по ганчу

-вид орнамента “гирих”

-вид орнамента “ислими”

-способ резьбы “кырма”

-способ резьбы “часпак”

4
4 Элементы декоративного искусства удмуртов

-элементы вышивки северных удмуртов

-элементы резьбы по дереву сев. удмуртов

-элементы вышивки южных удмуртов

-элементы ткачества южных удмуртов

4
5 Выполнение эскизов на бумаге 4
6 Выполнение работы в материале

-замес гипса

-тонировка гипса

-заливка формы

-перенос эскиза с трафарета на гипсовую плитку

-вырезание орнамента

-ошкуривание

20
7 ИТОГО: 34

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ УЧЕБНОГО КУРСА

ЗАНЯТИЕ 1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Правила техники безопасности призваны обеспечить безопасные для жизни и здоровья человека условия труда и предотвратить возникновение несчастных случаев (травм). Причиной травматизма может оказаться ручной инструмент. При работе с инструментом с острыми режущими кромками следует избегать опасных положений рук. Не следует располагать пальцы руки, поддерживающей заготовку, по линии направления резьбы. Опасно расположение заготовки изделия на ладони: острая кромка инструмента может соскользнуть на мякоть ладони. При выполнении ажурных работ не следует располагать пальцы руки ниже обрабатываемой поверхности. Опасно придерживать лезвие резца при вырезании. Несчастным случаем называется происшествие, в результате которого последовало повреждение человеческого организма или нарушилось его правильное функционирование.[10]

ЗАНЯТИЕ 2

ТЕМА: Что такое ганч. Знакомство с резным ганчем Узбекистана.

ЦЕЛЬ: узнать природу происхождения скульптурного материала “ганч”.

ЗАДАЧА: выполнение конспекта темы.

ХОД УРОКА: объяснение материала. Ганч-это специальный “горный камень”, который добывают в горах Узбекистана. Его обжигают в печи, измельчают и просеивают. Так получается одна из разновидностей алебастра-ганчевый порошок. Занимались производством ганчевого порошка целые кварталы Узбекистана-МАХАЛЛИ.

В 8 веке на территорию Средней Азии вторглись арабские полчища. Долгое время монументальное строительство почти не велось - все силы народа были отданы борьбе с завоевателями. Лишь в конце 9 века Междуречье освободилось от власти халифов. Арабы принесли с собой ислам – религию, которая запрещала изображать живые существа. Но с арабами связаны и крупные достижения восточной науки в первую очередь математики. На них опирался новый стиль архитектурного орнамента, возникший в 10 столетии.

Главное в нем – геометризация узора, подчинение растительных форм математически “правильным”. Они не требовали сложных расчётов и выполнялись циркулем и линейкой.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: наглядное пособие – иллюстрации с фрагментами дворца Топрак – Кала в Хоремзе и Варахши близ Бухары 6-8 вв.[14]

ЗАНЯТИЕ 3

ТЕМА: Виды орнамента “ГИРИХ”, “ИСЛИМИ”. Способы резьбы по ганчу “КЫРМА”, “ЧАСПАК”.

ЦЕЛЬ: ознакомиться с видами и способами данной резьбы по ганчу.

ЗАДАЧА: углубление знаний учащихся и приобретение объективной оценки работы в материале (гипс).

ХОД УРОКА: объяснение материала. Ведущим орнаментальным мотивом в технике резьбы по ганчу становится “ГИРИХ” - с арабского “узел”. Он состоит из ряда однотипных элементов (фрагмент фасада “Дома счастья” в Коканде 1974 г.) геометрических фигур – квадратов, шестиугольников, восьмиконечных звёзд. В основу орнамента “гирих” входят хризантемы, цветы хлопка, виноградные гроздья, королевский лист “шобарк”. Контуры геометрических фигур выведены широкой и высокой рельефной линией, побеги и завитки внутри фигур – линией более тонкой. Одновременно завершается образование “ИСЛИМИ” - особой разновидностью цветочно – растительного орнамента. Формы его подчиняются ритму дуги, волны, завитка. “Ислими” не имел самостоятельного значения и употреблялся вместе с “гирихом”.

Существует резьба по цветному ганчу. Её разновидности “КЫРМА” и “ЧАСПАК”. При “кырме” мастер удаляет часть верхнего слоя штукатурки, обнажая второй слой – цветной (фрагмент Ташкентского театра оперы и балета им. А. Навои 1943 г.). Получается чёткий, красивый узор. При “часпаке” углубления в белом ганче заполняют цветным раствором. Орнамент становится плоским и напоминает живопись, но прочнее и долговечнее её (фрагмент украшения дворца Варахши близ Бухары 6-8 вв.).

“Знаменитый узбекский мастер ганча усто Ширин Мурадов из Бухары говорил, что ганч может передать все оттенки человеческих чувств: радость, счастье, надежду, грусть, боль. Он был поэтом ганча. Его излюбленный приём – нанесение тончайшего резного кружева на зеркало. Так выглядит Белый зал и бухарский зал театра им. А. Навои в Ташкенте. Искусство ганча сложное и требует от мастера многих лет учёбы”.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: литература А. Миловский “Скачи, добрый единорог!” издательство “Детская литература” 1983г.[14]

ЗАНЯТИЕ 4

ТЕМА: Элементы декоративного искусства удмуртов.

ЦЕЛЬ: выполнить конспект урока.

ЗАДАЧА: ознакомить учащихся с текстильным, художественным направлениями искусства удмуртов, а также резьбой по дереву[10].

ХОД УРОКА: объяснение материала. В декоративном искусстве удмуртов старыми и богатыми традициями обладает художественный текстиль. Узорное ткачество, вышивка, художественное вязание и безворсовое ковроделие являлись всегда наиболее развитой областью народного искусства. Пластический ритм цветовых масс и форм орнамента, объединённых в гармоническое единство, монументален и пространственно – выразителен. Народный мастер умело использует контрастные и дополнительные цвета, достигая цветоносности, эмоциональной приподнятости художественного ансамбля.[13]

Культ религиозно – магического почитания деревьев, зверей, рода, солнца издревле сформировал образы народного искусства, позднее его символику: солярные знаки с мотивами круга, ступенчатого ромба, крестообразных розеток, получившие широкое применение в 19-20 вв. (ТОЛЭЗЬ – луна, БАЯР – ПУЖИ – боярский узор, ДУР – ПУЖИ – контурный узор, ПИТЫРЁС – круг) [11]. Конь, соединённый в сознании удмурта с простором степей, в искусстве отражал космос, который организовывал порядок и высокий смысл в жизни человека. Нельзя забывать, что народный мастер не рациональный сочинитель, а поэт, вкладывающий своё переживание мира в образы народного искусства, оттачиваемые многими поколениями/

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: К. Климов, “Удмуртское народное искусство”, Ижевск, “Удмуртия”, 1988г., иллюстрации “ритуальный пояс, вышивка, южные удмурты; фрагмент нарукавной вышивки женской рубахи, северные удмурты; элемент покрывала, переборное ткачество, южные удмурты, фрагмент резьбы по дереву, подголовник, северные удмурты).[13]

ЗАНЯТИЕ 5

ТЕМА: Выполнение эскизов на бумаге.

ЦЕЛЬ: научиться преобразовывать фотографию в технический рисунок.

ЗАДАЧА: нарисовать на кальке качественный узор для формовки.

ХОД УРОКА: учащиеся выбирают из фотоматериала предложенных книг элементы удмуртских национальных орнаментов. Затем переносят их на кальку и упрощают, выполняя несколько набросков эскиза. Выбрав самый удачный преобразованный набросок, выполняют по нему эскиз сплошной толстой линией. По этому эскизу на следующем уроке будет производиться работа в материале.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: калька, прост. карандаш, иллюстрации с удмуртским национальным орнаментом. [12] [13]

ЗАНЯТИЕ 6

ТЕМА: Выполнение работы в материале.

ЦЕЛЬ: вырезать гипсовую плитку в технике резьбы по ганчу с изображением удмуртского национального орнамента.

ЗАДАЧА: применить и закрепить приобретённые теоретические знания на практике.

ХОД УРОКА: учитель объясняет характеристики гипса: его быструю схватываемость и лёгкость при резьбе. Учащиеся заливают подготовленные формочки гипсовым раствором в два приёма: первый – подкрашенный цветной гуашью раствор, второй (когда высохнет первый) чисто белым раствором.

Для выполнения работы был выбран способ резьбы “кырма”. Пока не высох белый слой, дети переносят на него с кальки методом накалывания эскиз подготовленного удмуртского национального орнамента.

Повторив инструкцию по технике безопасности, учитель выдаёт резаки. Вырезать учащиеся начинают с фона, т.е. освобождать элемент орнамента. Прорезают фон до тонированного слоя плитки. Элементы самого орнамента режут сразу же, после того, как выберут фон. Резьбу производят аккуратно так, чтобы не сколоть мелкие детали орнамента. Если произошел скол, то отпавшие детали приклеивают ПВА и зачищают швы.

Выполнив резьбу по ганчу, готовую плитку ошкуривают наждачной бумагой № 0.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: гипс, резаки, гуашь, формочки, эскиз, иголочки для накалывания эскиза.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Т. Г. Казакова “Развивайте у дошкольников творчество”, М. 1985 г.
  2. П. П. Блонский “Психологические очерки”, М. “Педагогика”, 1-2 том, 1979 г.
  3. И. Ф. Козлов “Педагогический опыт А. С. Макаренко”, М. 1987 г.
  4. В. А. Сухомлинский “Методика воспитания коллектива”, М. “Просвещение”, 1981 г.
  5. Н. Н. Ростовцев “Методика преподавания изобразительного искусства в школе”, М. “Просвещение”,1980 г.
  6. А. К. Трофимов “Методика преподавания изобразительного искусства в школе”, М. “Просвещение”, 1969 г.
  7. И. Игнатьев “Психология изобразительной деятельности детей”, М. АПН РСФСР, 1961 г.
  8. П. А. Шарбузова, статья “Развитие художественной культуры учащихся в процессе приобщения к опыту народных мастеров”, журнал “Изобразительное искусство в школе”, №2, 2009 г.
  9. А. П. Барышников “Основы композиции”, ВУПИ “ТРУДРЕЗЕРВИЗДАТ”, М. 1951 г.
  10. А. А. Абросимова “Художественная резьба по дереву, кости и рогу”, М. “Высшая школа”, 1978 г.
  11. В. В. Пименов “Удмурты”, “Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН”1993 г.
  12. Т. А. Крюкова “Удмуртское народное изобразительное искусство”, Ижевск-Ленинград “Удмуртия”, 1973 г.
  13. К. М. Климов “Удмуртское народное искусство”, Иж. “Удмуртия”, 1988 г.
  14. А. Миловский “Скачи, добрый единорог!”, М. “Детская литература”, 1983 г.
  15. С. С. Константинова “История ДПИ, конспект лекций”, “Феникс”, 2004 г.
  16. А. Половников “Русь деревянная”, “Детская литература”, 1981 г.
  17. В. Ёлкин “Дерево рассказывает сказки”, М. “Просвещение”, 1978 г.
  18. С. Газарян “Прекрасное своими руками”, М. “Детская литература” 1980 г.
  19. С. Жегалова “Пряник, прялка и птица Сирин”, М. “Просвещение” 1983 г.
  20. А. С. Хворостов “Чеканка, инкрустация, резьба по дереву”, М. “Просвещение” 1985 г.
  21. “Словарь русского языка, 4 том”, М. “Русский язык” 1988 г.
  22. “Толковый словарь русского языка под редакцией Ушакова”, М. “Русские словари” 1994 г.
  23. “Советский энциклопедический словарь”, М. “Советская энциклопедия”, 1989 г.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Инструменты для резьбы по гипсу и дереву

Категория: Лепка

Инструменты для резьбы по гипсу и дереву

Модели, вырезанные из дерева или гипса, после покрытия лаком сразу пригодны для снятия с них клеевых, гипсовых кусковых или цементных (бетонных) форм.

С вылепленной из глины модели необходимо снять черновую форму, которая состоит из двух операций: покрытие модели гипсом в 2…3 слоя (один цветной, остальные белые) ирасколачивание формы, т. е. снятие с модели небольших кусочков.

Известно, что для художественного литья из металла сначала изготовляют модели и чаще всего из древесины. Они легки, прочны, не раскалываются при падении и многократно используются.

Для работы по дереву необходимо иметь набор столярного инструмента: долота, стамески и другие, а также ножи-косячки.

Долота бывают прямо- и криволинейной формы с лезвиями полукруглыми или пологими.

Инструмент для резьбы по гипсу должен быть острым, а для резьбы по дереву особо острым. В процессе работы его следует периодически точить с помощью брусков и оселков.

Работа с остро наточенным инструментом требует внимания и осторожности в целях предупреждения травматизма. Инструмент следует хранить в шкафу, запирающемся на замок, чтобы он был недоступен посторонним и особенно детям.

Ножи-косячки (резаки) (в дальнейшем будем называть просто ножами) состоят из лезвия и ручки из дерева.Форма ножей различная. Одну сторону лезвия, а проще — ее конец затачивают с двух сторон для образования режущей кромки или просто жала. При заточке образуются фаски, состоящие из двух частей. Первые две — пологие, или длинные, фаски, вторые — узкие, или короткие, с углом заточки 20°. Для работы обычно требуются два ножа, но их может быть и больше. Лезвия у концов не прямые, а имеют угол скоса у одного ножа под углом 45°, у другого — 60°. Для удобства в работе лезвие должно выступать из-за ручки или рукоятки на 50…70 мм. Ручку изготовляют из дерева, иногда из пластмассы, но предпочтительнее деревянная ручка. Длина ручки должна быть 100… 120, ширина 20…30, толщина 12… 15 мм. Форма ручки должна быть удобной для держания (хватки), без острых углов и кромок, о которые можно травмировать руки.

У режущей части косячка имеются носок (острый угол лезвия) и пятка (тупой угол). Во время резьбы носок всегда движется вперед, а пятка может быть приподнята.

Особенно удобны ножи-косячки при выполнении геометрической резьбы.

Рис. 0. Ножи-косячки 1 — носок; 2 — пятка

Рис. 1. Стамески плоские и полукруглые

Стамески (рис. 1) бывают плоские, полукруглые, треугольные. Их режущую кромку или жало затачивают под углом 18…20°, т. е. снимают фаску. Работать такими стамесками гораздо легче, чем при более крутой заточке. Кроме этих стамесок имеются клю-карзы — стамески с изогнутыми короткими лезвиями различной ширины. Применяют их в местах, где работу невозможно выполнить обычными инструментами.

Стамески-уголки (рис. 2) представляет собой как бы сваренные вместе две обычные прямые стамески под углом 50…70°. Ширина лезвий таких стамесок 5… 15 мм. Применяют их в местах, где работу невозможно выполнить обычными стамесками, а также для прорезки жилок и линий в виде канавок различной ширины и глубины.

Стамески покупают в магазинах, торгующих подобным инструментом, или изготовляют своими руками. Большую роль играет закаливание инструмента. Сильно закаленные стамески часто ломаются и тяжело точатся, слабозакаленные — не ломаются, легко точатся, но и не держат долго остроту. Стамески с лезвиями криволинейной формы должны быть закалены так, чтобы они с трудом затачивались напильником.

Рашпили (рис. 3) — это стальные стержни разной длины и формы с насечками на рабочих концах в виде мелких зубчиков. Применяют их для отделки поверхностей, которые трудно обработать другим инструментом. Во время работы рашпили двигают взад и вперед, соответственно нажимая на них и тем самым стачивая древесину или гипс, придавая им ту или другую форму. После обработки рашпилем поверхность древесины или гипса становится шероховатой. Шероховатые поверхности зачищают мелкой шкуркой, острыми циклями или каким-либо инструментом, чтобы модель была гладкой.

Во время вырезания модели заготовку прочно укрепляют на верстаке или столе обычными гвоздями или шурупами. Отверстия от них в дальнейшем заполняют деревянными нагелями (гвоздями) и зачищают в одной плоскости с моделью.

Рис. 2. Стамески-уголки а — уголки; б — клюкорезы

Рис. 3. Рашпили

Лепка - Инструменты для резьбы по гипсу и дереву

gardenweb.ru

резьба по гипсу в технике

С К У Л Ь П Т У Р А

П Р О Е К Т УЧЕБНОГО КУРСАС СЕРИЕЙ УРОКОВ ПО СКУЛЬПТУРЕ:

«РЕЗЬБА ПО ГИПСУ В ТЕХНИКЕ

«ГАНЧ»1-4 класс

Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ №10

Ядрова С. А

Ижевск, Удмуртия

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Основные положения проекта программы
  1. Основные задачи проекта программы
  1. Пояснительная записка к проекту программы
  1. Учебно-тематический план к проекту программы
  1. Поурочный план к проекту программы
  1. План-конспект открытого урока резьбы по ганчу для третьего класса
  1. Пояснительная записка к серии уроков
  1. Учебно-тематический план к серии уроков
  1. Содержание уроков
  1. План-конспект открытого урока по скульптуре для первого класса
  1. План-конспект урока по резьбе и стилизации для второго класса
  1. Литература
  1. Приложения

^

Данный проект программы по скульптуре разработан для учеников ДШИ четвёртого класса как предмет по выбору на практическом материале и предназначен для педагогов детских художественных школ.Цель проекта программы - приобщение детей к удмуртской национальной культуре, художественному творчеству, литературе; умению ценить, уважать и понимать культуру и быт разных народов, их национальные произведения искусства; приобретение чувства прекрасного и бережного отношения к традициям.

^

-использовать в художественно-эстетическом, духовно-нравственном воспитании школьников колоссальный культурно-ценностный потенциал опыта народных мастеров;-ознакомить учащихся с основными художественными и скульптурными направлениями в национальном искусстве Узбекистана, стилевыми особенностями творчества известных мастеров-ганчкоров,-ознакомить детей с художественным, текстильным и другими направлениями в удмуртском национальном искусстве, -приобщить учащихся к художественным традициям прошлого и высоким образцам народных культур Удмуртии и Узбекистана,-привить интерес школьников к культурному наследию, восприятию духовно-нравственных ценностей посредством выполнения скульптурного орнамента.

^

Особая роль в образовательном процессе отводится обучению специальной дисциплине-скульптуре, как формирующей эстетические и профессиональные качества будущих специалистов. Именно поэтому на сегодняшний день актуальным становится формирование модели педагогического процесса, учитывающей специфику современного изобразительного искусства, так и множество взаимных связей и зависимостей, модель, которая в полной мере отвечала бы требованиям жизни. Во все времена процесс обучения, а тем более его модернизация, зависел от методических задач, которые ставятся перед детьми. Методические задачи в свою очередь зависят от особенностей установок художественной школы.

Поэтому в процессе обучения технологии изготовления работ по скульптуре стоит задача познакомить учащихся со всеми разновидностями материалов от простейших до самых сложных. Учащиеся должны творчески подходить к заданию и пробовать свои силы в поисках новых вариантов лепки и выразительной пластики в своих работах по этому предмету.

Проект программы рассчитан на первое полугодие для учеников четвёртых классов ДШИ как предмет по выбору. Дети за время обучения знакомятся и практически осваивают технологический процесс работы с гипсом, особенности этого материала. Возможно, человеку в его практической деятельности, не придётся заниматься резьбой по гипсу, но в учебном заведении освоение навыков работы с ней необходимо.

В курсе освоения данного проекта программы лежит приобретение навыков работы с различными инструментами, резаками. Приобретаются умения тонировки, ошкуривания гипса.

Также учащиеся расширяют свой кругозор, сравнивая, две не похожие друг на друга культуры. Понимают, что национальные ценности разных народов можно связать воедино и получить прекрасный результат.

На примере связи культур Удмуртии и Узбекистана разработан данный проект, цель которого «глубоко осознать и использовать в воспитательно - образовательной деятельности природу искусства школ народных мастеров как средства постижения отечественной культурной традиции и одновременно - как важнейшего элемента приобщения к общечеловеческим идеалам, духовным ценностям, опыту прошлого»

По конечному творческому итогу учащиеся приобретают профессиональные навыки, которые могут применить в различных отраслях: дизайне, строительстве, архитектуре и т. д.

^

№ П Название занятия Кол-во часов
1. Введение. Инструктаж по технике безопасности 1
2. Что такое ганч, Знакомство с резным ганчем Узбекистана 1
3. Виды орнамента. Способы резьбы по ганчу

-вид орнамента «гирих»

-вид орнамента «ислими»

-способ резьбы «кырма»

-способ резьбы «часпак»

4

4. Элементы декоративного искусства удмуртов

-элементы вышивки северных удмуртов

-элементы резьбы по дереву сев. удмуртов

-элементы вышивки южных удмуртов

-элементы ткачества южных удмуртов

4

5. Выполнение эскизов на бумаге 4
6. Выполнение работы в материале

-замес гипса

-тонировка гипса

-заливка формы

-перенос эскиза с трафарета на гипсовую плитку

-вырезание орнамента

-ошкуривание

20

7. ИТОГО: 34

^ ЗАНЯТИЕ 1.Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Правила техники безопасности призваны обеспечить безопасные для жизни и здоровья человека условия труда и предотвратить возникновение несчастных случаев (травм). Причиной травматизма может оказаться ручной инструмент. При работе с инструментом с острыми режущими кромками следует избегать опасных положений рук. Не следует располагать пальцы руки, поддерживающей заготовку, по линии направления резьбы. Опасно расположение заготовки изделия на ладони: острая кромка инструмента может соскользнуть на мякоть ладони. При выполнении ажурных работ не следует располагать пальцы руки ниже обрабатываемой поверхности. Опасно придерживать лезвие резца при вырезании. Несчастным случаем называется происшествие, в результате которого последовало повреждение человеческого организма или нарушилось его правильное функционирование.ЗАНЯТИЕ 2.ТЕМА: Что такое ганч. Знакомство с резным ганчем Узбекистана.ЦЕЛЬ: узнать природу происхождения скульптурного материала «ганч».ЗАДАЧА: выполнение конспекта темы.ХОД УРОКА: объяснение материала. Ганч-это специальный «горный камень», который добывают в горах Узбекистана. Его обжигают в печи, измельчают и просеивают. Так получается одна из разновидностей алебастра-ганчевый порошок. Занимались производством ганчевого порошка целые кварталы Узбекистана-МАХАЛЛИ.

В 8 веке на территорию Средней Азии вторглись арабские полчища. Долгое время монументальное строительство почти не велось - все силы народа были отданы борьбе с завоевателями. Лишь в конце 9 века Междуречье освободилось от власти халифов. Арабы принесли с собой ислам – религию, которая запрещала изображать живые существа. Но с арабами связаны и крупные достижения восточной науки в первую очередь математики. На них опирался новый стиль архитектурного орнамента, возникший в 10 столетии.

Главное в нем – геометризация узора, подчинение растительных форм математически «правильным». Они не требовали сложных расчётов и выполнялись циркулем и линейкой.ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: наглядное пособие – иллюстрации с фрагментами дворца Топрак – Кала в Хоремзе и Варахши близ Бухары 6-8 вв.

ЗАНЯТИЕ 3.ТЕМА: Виды орнамента «ГИРИХ», «ИСЛИМИ». Способы резьбы по ганчу «КЫРМА», «ЧАСПАК».ЦЕЛЬ: ознакомиться с видами и способами данной резьбы по ганчу.ЗАДАЧА: углубление знаний учащихся и приобретение объективной оценки работы в материале (гипс).ХОД УРОКА: объяснение материала. Ведущим орнаментальным мотивом в технике резьбы по ганчу становится «ГИРИХ» - с арабского «узел». Он состоит из ряда однотипных элементов (фрагмент фасада «Дома счастья» в Коканде 1974 г.) геометрических фигур – квадратов, шестиугольников, восьмиконечных звёзд. В основу орнамента «гирих» входят хризантемы, цветы хлопка, виноградные гроздья, королевский лист «шобарк». Контуры геометрических фигур выведены широкой и высокой рельефной линией, побеги и завитки внутри фигур – линией более тонкой. Одновременно завершается образование «ИСЛИМИ» - особой разновидностью цветочно – растительного орнамента. Формы его подчиняются ритму дуги, волны, завитка. «Ислими» не имел самостоятельного значения и употреблялся вместе с «гирихом».

Существует резьба по цветному ганчу. Её разновидности «КЫРМА» и «ЧАСПАК». При «кырме» мастер удаляет часть верхнего слоя штукатурки, обнажая второй слой – цветной (фрагмент Ташкентского театра оперы и балета им. А. Навои 1943 г.). Получается чёткий, красивый узор. При «часпаке» углубления в белом ганче заполняют цветным раствором. Орнамент становится плоским и напоминает живопись, но прочнее и долговечнее её (фрагмент украшения дворца Варахши близ Бухары 6-8 вв.).

«Знаменитый узбекский мастер ганча усто Ширин Мурадов из Бухары говорил, что ганч может передать все оттенки человеческих чувств: радость, счастье, надежду, грусть, боль. Он был поэтом ганча. Его излюбленный приём – нанесение тончайшего резного кружева на зеркало. Так выглядит Белый зал и бухарский зал театра им. А. Навои в Ташкенте. Искусство ганча сложное и требует от мастера многих лет учёбы».ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: литература А. Миловский «Скачи, добрый единорог!» издательство «Детская литература» 1983г.ЗАНЯТИЕ 4.ТЕМА: Элементы декоративного искусства удмуртов.ЦЕЛЬ: выполнить конспект урока.ЗАДАЧА: ознакомить учащихся с текстильным, художественным направлениями искусства удмуртов, а также резьбой по дереву.ХОД УРОКА: объяснение материала. В декоративном искусстве удмуртов старыми и богатыми традициями обладает художественный текстиль. Узорное ткачество, вышивка, художественное вязание и безворсовое ковроделие являлись всегда наиболее развитой областью народного искусства. Пластический ритм цветовых масс и форм орнамента, объединённых в гармоническое единство, монументален и пространственно – выразителен. Народный мастер умело использует контрастные и дополнительные цвета, достигая цветоносности, эмоциональной приподнятости художественного ансамбля.

Культ религиозно – магического почитания деревьев, зверей, рода, солнца издревле сформировал образы народного искусства, позднее его символику: солярные знаки с мотивами круга, ступенчатого ромба, крестообразных розеток, получившие широкое применение в 19-20 вв. (ТОЛЭЗЬ – луна, БАЯР – ПУЖИ – боярский узор, ДУР – ПУЖИ – контурный узор, ПИТЫРЁС – круг). Конь, соединённый в сознании удмурта с простором степей, в искусстве отражал космос, который организовывал порядок и высокий смысл в жизни человека. Нельзя забывать, что народный мастер не рациональный сочинитель, а поэт, вкладывающий своё переживание мира в образы народного искусства, оттачиваемые многими поколениями.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: К. Климов, «Удмуртское народное искусство», Ижевск, «Удмуртия», 1988г., иллюстрации «ритуальный пояс, вышивка, южные удмурты; фрагмент нарукавной вышивки женской рубахи, северные удмурты; элемент покрывала, переборное ткачество, южные удмурты, фрагмент резьбы по дереву, подголовник, северные удмурты).ЗАНЯТИЕ 5.ТЕМА: Выполнение эскизов на бумаге.ЦЕЛЬ: научиться преобразовывать фотографию в технический рисунок.ЗАДАЧА: нарисовать на кальке качественный узор для формовки.ХОД УРОКА: учащиеся выбирают из фотоматериала предложенных книг элементы удмуртских национальных орнаментов. Затем переносят их на кальку и упрощают, выполняя несколько набросков эскиза. Выбрав самый удачный преобразованный набросок, выполняют по нему эскиз сплошной толстой линией. По этому эскизу на следующем уроке будет производиться работа в материале.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: калька, прост. карандаш, иллюстрации с удмуртским национальным орнаментом.ЗАНЯТИЕ 6.ТЕМА: Выполнение работы в материале.ЦЕЛЬ: вырезать гипсовую плитку в технике резьбы по ганчу с изображением удмуртского национального орнамента.ЗАДАЧА: применить и закрепить приобретённые теоретические знания на практике.ХОД УРОКА: учитель объясняет характеристики гипса: его быструю схватываемость и лёгкость при резьбе. Учащиеся заливают подготовленные формочки гипсовым раствором в два приёма: первый – подкрашенный цветной гуашью раствор, второй ( когда высохнет первый) чисто белым раствором.

Для выполнения работы был выбран способ резьбы «кырма». Пока не высох белый слой, дети переносят на него с кальки методом накалывания эскиз подготовленного удмуртского национального орнамента.

Повторив инструкцию по технике безопасности, учитель выдаёт резаки. Вырезать учащиеся начинают с фона, т.е. освобождать элемент орнамента. Прорезают фон до тонированного слоя плитки. Элементы самого орнамента режут сразу же, после того, как выберут фон. Резьбу производят аккуратно так, чтобы не сколоть мелкие детали орнамента. Если произошел скол, то отпавшие детали приклеивают ПВА и зачищают швы.

Выполнив резьбу по ганчу, готовую плитку ошкуривают наждачной бумагой № 0.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: гипс, резаки, гуашь, формочки, эскиз, иголочки для накалывания эскиза.

^

ПО СКУЛЬПТУРЕ В 3 КЛАССЕ

Урок 1-2

№ п Наименование этапов Время
1. Организационный момент 3 мин.
2. Определение целей и задач задания 2 мин.
3. Вводная беседа:

-определение целей и задач урока

-объявление учебного материала

-выполнение упражнения

( закрепление теоретического материала)

5 мин.

10 мин.

20 мин.

4. Подведение итогов занятия 5 мин.
5. Перемена 5 мин.

Предмет: скульптура

Класс: 3

Количество часов в задании: 4

^

  1. Организационный момент:
-приветствие, учащиеся встают за станки,

-работа преподавателя с журналом ( отмечаются отсутствующие, назначаются дежурные).

2. Определение целей и задач задания:

Тема: «Резьба по ганчу. Способы создания элемента удмуртского национального орнамента в материале».

Цель: выполнение элемента удмуртского национального орнамента, используя практические свойства гипса – быструю схватываемость и лёгкость при резьбе.

Время выполнения: 4 часа.

  1. Вводная беседа:
-цель урока:

Знакомство с понятием «ганч», способами резьбы и передачей образа.

Практическое выполнение упражнения.

-объяснение учебного материала:

Сегодня на уроке мы разберёмся с тем, что входит в понятие «резьба по ганчу». Ганч – особый декоративный алебастр. Из истории: искусство декоративного алебастра было известно в 3 веке. Хорезмский дворец ТУПРАК – КАЛА украшал лепной Алебастровый зал с крупными статуями из алебастра. Скульптурные композиции из ганча на сказочно – мифологические сюжеты украшали дворец Варахша под Бухарой 5 – 7 веков. В 9 -10 веке получает распространение плоскостная рельефная резьба. Это видно по декору мавзолеев Саманидов 10 века в Бухаре и Хакима ат – Термизи в Термезе, дворца термезких шахов 12 века. Наряду с изображениями львов, грифонов в художественный арсенал ганчкоров входят геометрические и растительные арабески, которые определяют стиль всего последующего тысячелетия.

Материал проходит сложный процесс приготовления. Ганчевый порошок обжигают, очищают и замешивают с добавлением растительного клея. На бетонных плитах делают насечки, чтобы слои ганча крепче держались. Затем наносят первый слой чисто белого ганча. Когда он высохнет – второй слой, цветной, с добавлением в него сухого пигмента, этот слой станет фоном. Потом наносят третий слой, снова белый в 1,5 – 2,5 см, в зависимости от узора, его расположения. Затем сделанный на бумаге в натуральную величину рисунок, переводится на кальку, калька прикладывается к последнему слою на стене – хаванде – и иглой, точками намечается узор. Острым резцом по точкам на ганчевой штукатурке прорезается контур, после чего узор режется во всю глубину слоя, так, чтобы проступил в промежутках подкрашенный фон. Резьба производится пока слой не высох.

За многие века искусство резьбы по ганчу обогатилось множеством приёмов – пардозов – бесконечным разнообразием орнаментов: в Белом зале соседствуют пах – пардоз – резьба с косым срезом внутрь рельефа, и лула – пардоз – резьба с округлением форм, табака – пардоз – мелкая плоская резьба. Существует техника полихромного многокрасочного ганча.

В Узбекистане мастера ганча оформили: бухарский зал театра им. Навои в Ташкенте, Белый зал бухарского загородного дворца Ситораи Махосса (автор Ширин Мурадов, год создания 1912-1914), ганчевые панно украшают здания в Москве, Донецке, Пензе, Киеве, Иванове, Сочи.

Зрительный ряд: иллюстрации дворцов Узбекистана, Ирана, Индии, Москвы.Урок 3-4.

Одним из распространённых приёмов упорядочивания композиции является применение принципа осевой симметрии. Абсолютная симметрия придаёт композиции жёсткость, неподвижность: ось симметрии определяет местоположение каждого элемента.

Цель: выполнить несложный гипсовый орнамент.

Задача: с помощью симметрии закомпоновать в прямоугольник элемент удмуртского национального орнамента, изобразив на бумаге. Залить в подготовленные пластиковые формочки гипсовый раствор в два приема: 1 – подкрашенный цветной гуашью раствор, 2 – ( когда высохнет 1-ый слой ) чисто – белым раствором. Пока не высох белый слой, перенести на него эскиз орнамента. Вырезать резаком намеченный рисунок до плитки черного цвета. Ошкурить места срезов.

Материалы: гипс, формочки, калька, гуашь, резак, простой карандаш.

^ Первый этап обучения с мягким материалом. Для работы с детьми я использую нетрадиционные материалы, тем самым вводя в процесс обучения инновационные методы (мыло, скульптурный пластилин, картон, гипс, линолеум). Занятия проходят в форме тренинга, практики, мастерской. Режим занятий организован в две смены, так как дети учатся в общеобразовательной школе. Данная серия уроков рассчитана на детей 12-15 лет. Актуальность и пед. целесообразность заключается в развитии учащихся в современное время с учётом культурных национальных традиций. Слабая занятость подростков в кружках, секциях, ДШИ.

Цели и задачи заключаются в умении работать в объёме с различными материалами, чувствовать форму, её конструктивные и индивидуальные особенности, а также научить детей мыслить пластическими образами.

Занятия скульптурой имеют прямую связь с изобразительным искусством. Почувствовав объём предмета, учащиеся точнее изображают его на бумаге. Им доступен и понятен метод визирования. Соотношение, пропорции фигур, компановка их в формате листа полностью зависят от пространственного решения и понимания детьми объёмной выразительной формы изображаемого предмета.

За период обучения подростки приобретают элементарные навыки в работе с пластическим материалом (мыло, пластилин, гипс) и инструментами. Они учатся работать на основе наблюдений с натуры и по памяти. Изучают характер и пропорции предметов, животных, человека. Приучаются передавать свои творческие замыслы в материале.

Серия уроков расчитана на четыре года. Ожидаемый результат: развивать у учащихся объёмно-пространственное мышление, фантазию, умение пользоваться резаками: стамесками (уголком, отлогой, круглой) ножами, клюкарзами (0,2 до 2 см.).

В течении учебного года ребята узнают множество различных техник резьбы. Заканчивается обучение выполнением сложной техникой-резьбой по ганчу. Использование же удмуртского национального орнамента в работе подразумевает углублённое изучение культуры народов Урала и Поволжья. А так как выбрана техника резьбы, изобретённая в Узбекистане, то и традиции и национальный колорит народов Востока.

Итоги подводятся просмотрами и контрольными работами с обсуждением результатов с учащимися. Предусматривается оценочная форма по пятибальной системе.

Методическое обеспечение: занятия проводятся в помещении. Работая с учащимися над программными заданиями, педагог объясняет и наглядно показывает им принципы построения видов орнамента, фигур животных и птиц, позднее человека, сосредотачивая внимание учеников на главном, характерном. Для лучшего усвоения учебного материала целесообразно повторять некоторые задания в последующих классах (постепенно их усложняя). Для закрепления полученных знаний и навыков выполняется итоговое задание.

^ 1КЛАСС

№ п Название темы Кол-во часов
1. Введение.

Общие требования.

Техника безопасности.

Знакомство с инструментом.

2

2. Вырезание трафаретов из картона.

Знакомство с геометрической резьбой.

Решение композиции на основе ритма.

-эскиз растительного орнамента

-переносим на картон

-вырезаем элемент орнамента

6

3. Самостоятельная геометрическая композиция.

Элемент удмуртского национального орнамента.

-эскиз

-переносим на картон

-вырезаем

8

2 КЛАСС

4. Знакомство с ажурной резьбой.

Выполнение работы на куске мыла

-эскиз

-нанесение эскиза на кусок мыла

-вырезание

6

5. Стилизация растений и животных в удмуртском национальном стиле 4
6. Знакомство с плоскорельефной резьбой.

Элемент узбекского орнамента на скульптурном пластилине

-эскиз

-переносим на пластилин

-вырезаем

8

Всего: 34

3 КЛАСС

7. Рельеф в скульптурном пластилине.

Выборный фон

-характерные особенности изготовления рельефа

-работа с образцами

-панно с выборным фоном на анималистическую тему (стилизация животных)

8

8. Скульптурная резьба из гипса. «Нецке»

-эскиз, работа с иллюстративным материалом

-понятие объёма

-работа с гипсом

-формовка

-тонирование

8

4 КЛАСС

9. Выполнение утилитарных вещей, украшенных резьбой.

-эскиз

-работа с гипсом

10

10. Техника резьбы по ганчу. Знакомство.

-эскиз

-тонирование

-формовка

-переносим эскиз на материал

-вырезание

12

Всего: 38

Итого: 72

^ 1 КЛАСС

ТЕМА 1. Введение.

Цели и задачи курса резьбы, его связь с другими специальными предметами изобразительного искусства. Роль художника народных промыслов в развитии декоративно-прикладного искусства. Ознакомление учащихся с программой курса и порядком работы по предмету. Изучение инструкции по технике безопасности в работе с материалами и принадлежностями необходимыми по резьбе.ТЕМА 2. Вырезание трафаретов. Знакомство с геометрической резьбой. Решение композиции на основе ритма.

Задача: выполнение упражнений.

Цель: изображение ряда упражнений в геометрической резьбе с соблюдением пропорций. Усвоить принципы разнообразия ритма: горизонтального, вертикального, диагонального, раковинообразного (спираль).

Оборудование: прост. карандаш, А4, ластик. ТЕМА 3. Самостоятельная геометрическая композиция.

Задача: приобретение навыков в графическом изображении.

Цель: придумать эскиз орнамента, выполнить в материале.

Оборудование: плотный картон, резак.

2 КЛАССТЕМА 4. Знакомство с ажурной резьбой.

Задача: приобретение навыков работы с резьбой по мылу, умение разработать эскиз изделия в натуральную величину. Организация объёма и уравновешивание всех его частей. Изучение особенностей ажурной техники.

Цель: выполнить эскиз, используя наглядный материал, учитывая традиции удмуртского национального искусства. Выполнить ажурную резьбу на куске мыла.

Оборудование: набор резаков, кусок мыла, созданный эскиз.ТЕМА 5. Стилизация растений и животных в удмуртском национальном стиле.

Задача: ознакомиться с особенностями народного искусства на примере удмуртского национального орнамента. Приобрести навыки графического изображения орнамента. Закрепить понятия «ритм», «гармония», пропорции и соотношения.

Цель: стилизовать изображения растений и животных на основе наглядных пособий (резьба по дереву, ткачество, вышивка удмуртов).

Оборудование: А4, прост. карандаш, ластик.ТЕМА 6. Знакомство с плоскорельефной резьбой.

Задача: приобретение навыков построения плоскорельефной резьбы, графичности изображения.

Цель: подготовить эскиз, вырезать резаком в скульптурном пластилине растительный или животный орнамент.

Оборудование: набор резаков, брусок скульптурного пластилина.3 КЛАССТЕМА 7. Рельеф в скульптурном пластилине. Выборный фон.

Задача: переработка растительных форм в декоративный элемент и применение их в орнаменте. Изучение народных традиций и умение применять их в оформлении современных изделий.

Цель: изучить особенности материала, освоить навыки графической передачи темы на бумаге. Выполнить зарисовки животных с натуры или использовать собственные зарисовки. Создать панно с симметричным построением в технике рельефа. Соблюсти национальный колорит.

Оборудование: скульптурный пластилин, эскиз, анималистические образцы, резак.ТЕМА 8. Скульптурная резьба из гипса. Нецке.

Задача: знакомство с традиционным искусством Японии.

Цель: научиться работать с гипсом, вырезать из гипсовой болванки фигурку животного, затонировать. Изучить принципы создания японских фигурок нецке, посредством японской традиционной резьбы. Закрепить знания и навыки по созданию нецке.

Оборудование: иллюстрации с фигурками нецке, гипс, резак.

4 КЛАССТЕМА 9. Выполнение утилитарных вещей, украшенных резьбой.

Задача: изучение принципов конструирования и декора вещей; характерных видов орнамента резьбы. Знакомство с понятием «отливка».

Цель: выполнить эскиз по предложенным иллюстрациям. Вылепить из скульптурного пластилина макет, отлить его в гипсе.

Оборудование: иллюстрации, гипс, скульптурный пластилин, стек, резак.ТЕМА 10. Техника резьбы по ганчу. Знакомство.

Задача: знакомство с видом узбекской резьбы по ганчу, с особенностями симметричного построения эскиза и равновесием.

Цель: выбрать тему, подобрать соответствующий материал для наглядности, развить навыки переработки различных изобразительных мотивов в удмуртских народных традициях и введение их в эскиз. Выполнить работу в материале с учётом приобретённых знаний, умений и навыков резьбы по гипсу.

Оборудование: иллюстрации с удмуртским и узбекским орнаментами, гипс, резаки.

^

ПО СКУЛЬПТУРЕ ВО 2 КЛАССЕ

№ П Наименование этапов Время
1. Организационный момент 5 мин.
2. Определение целей и задач задания 2 мин.
3. Вводная беседа:

- определение целей и задач урока;

- объяснение учебного материала;

- выполнение упражнения

(закрепление теоретического материала)

10 мин.

20 мин.

4. Подведение итогов занятия. 5 мин.

^ Вид занятий: скульптура

Количество часов: 4

1.Организационный момент:

-приветствие, учащиеся готовятся к выполнению эскизов

-работа преподавателя с журналом, отмечаются отсутствующие, назначаются дежурные.

2. Определение целей и задач задания.

Тема: «Стилизация растений и животных в удмуртском национальном стиле».

Цель: создание эскиза стилизованного растения или животного по удмуртским мотивам.

Задача: выполнить стилизацию, применяя полученные знания об удмуртском национальном орнаменте для исполнения работы в технике ажурной или геометрической резьбы.

Оборудование: бумага А4, прост. карандаш, ст. резинка. Книги: «Удмуртское народное изобразительное искусство» Т. А. Крюкова, Удмуртия, 1973 г., «Художественная резьба по дереву, кости, рогу» Д.А. Абросимова, Москва, «Высшая школа», 1978 г.

3.Вводная беседа:

-цели и задачи урока: знакомство с понятием «стилизация»; повторить и закрепить понятия «ажурная резьба», «геометрическая резьба»; вспомнить удмуртское национальное орнаментальное искусство; практически выполнить упражнение.

- объяснение учебного материала: на уроке мы узнаем, что такое «стилизация», закрепим знания по изученным видам резьбы – ажурной и геометрической. Вспомним и познакомимся поглубже с удмуртским национальным орнаментальным искусством (вышивка, ткачество, резьба по дереву). На практике же, попробуем перенести удмуртский национальный мотив орнамента на эти виды резьбы, тем самым закрепляя умения и навыки работы.

«Стилизация» - это обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов, особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора. Сейчас нам нужно выбрать по предоставленным книгам элемент орнамента. Используя при этом мотивы стилизации удмуртского национального искусства, подгоняя эскиз под выполнение в технике ажурной или геометрической резьбы.

-выполняем ряд набросков и зарисовок, далее видоизменяем выбранный объект. Вы, ребята, должны учесть особенности данного элемента орнамента, чтобы он был узнаваемым в вашем конечном результате. Элементы в удмуртском искусстве уже стилизованы, но можно попытаться сделать стилизацию самому, учитывая технику исполнения удмуртов.

4.Подведение итогов: лучшие выполненные наброски и зарисовки отбираются на общем собрании коллектива класса, и учащиеся приступают к выполнению основного эскиза своей работы. Подготовленный эскиз обводится сплошной толстой линией, лишние линии построения стираются ластиком. Эскиз готов для последующей работы с ним в материале.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество», М. 1985 г.
  2. П. П. Блонский «Психологические очерки», М. «Педагогика», 1-2 том, 1979 г.
  3. И. Ф. Козлов «Педагогический опыт А. С. Макаренко», М. 1987 г.
  4. В. А. Сухомлинский «Методика воспитания коллектива», М. «Просвещение», 1981 г.
  5. Н. Н. Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», М. «Просвещение»,1980 г.
  6. А. К. Трофимов «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», М. «Просвещение», 1969 г.
  7. И. Игнатьев «Психология изобразительной деятельности детей», М. АПН РСФСР, 1961 г.
  8. П. А. Шарбузова, статья «Развитие художественной культуры учащихся в процессе приобщения к опыту народных мастеров», журнал «Изобразительное искусство в школе», №2, 2009 г.
  9. А. П. Барышников «Основы композиции», ВУПИ «ТРУДРЕЗЕРВИЗДАТ», М. 1951 г.
  10. А. А. Абросимова «Художественная резьба по дереву, кости и рогу», М. «Высшая школа», 1978 г.
  11. В. В. Пименов «Удмурты», «Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН»1993 г.
  12. Т. А. Крюкова «Удмуртское народное изобразительное искусство», Ижевск-Ленинград «Удмуртия», 1973 г.
  13. К. М. Климов «Удмуртское народное искусство», Иж. «Удмуртия», 1988 г.
  14. А. Миловский «Скачи, добрый единорог!», М. «Детская литература», 1983 г.
  15. С. С. Константинова «История ДПИ, конспект лекций», «Феникс», 2004 г.
  16. А. Половников «Русь деревянная», «Детская литература», 1981 г.
  17. В. Ёлкин «Дерево рассказывает сказки», М. «Просвещение», 1978 г.
  18. С. Газарян «Прекрасное своими руками», М. «Детская литература» 1980 г.
  19. С. Жегалова «Пряник, прялка и птица Сирин», М. «Просвещение» 1983 г.
  20. А. С. Хворостов «Чеканка, инкрустация, резьба по дереву», М. «Просвещение» 1985 г.
  21. «Словарь русского языка, 4 том», М. «Русский язык» 1988 г.
  22. «Толковый словарь русского языка под редакцией Ушакова», М. «Русские словари» 1994 г.
  23. «Советский энциклопедический словарь», М. «Советская энциклопедия», 1989 г.

shkolnie.ru

РЕЗЬБА ПО ГИПСУ

Фигуры, вырезанные из разных типов камня, часто выполняются из прямоугольных блоков. Поскольку резьба - это процесс удаления при создании скульптуры, важно разглядеть образ скульптуры в камне.

Этот проект научит вас основным принципам резьбы. Мегалитические фигуры, или вертикальные камни, были высечены из цельных каменных блоков. Длинные камни отбирались для вертикальных фигур, а более короткие - для квадратных и закругленных форм. Длинные мегалиты часто бывают грубыми и слегка изогнутыми прямоугольниками с круглыми углами, с широкими передними и задними плоскостями и узкими боковыми плоскостями. Передняя часть зачастую выпукла, а задняя -вогнута.

Гипс легко режется, и его нетрудно раскрасить под мрамор. В этом проекте использована коробка для формирования прямоугольного блока с мраморным эффектом.

Гипсовая вертикальной форма выкрашена под мрамор. Каменная глыба внутри прямоугольная, поэтому нетрудно видеть, где резать, чтобы придать ей окончательную форму.

Вам потребуется

Материалы

  • Гипс
  • Вода
  • Сухая краска: желтая охра, красная и голубая

Инструменты

  • Бумага и карандаш
  • Картонная коробка
  • Кусок полиэтилена
  • Пластиковые емкости
  • Маска от пыли
  • Скоба
  • Ложки или палки
  • Деревянная доска
  • Пила
  • Грубая кисть
  • Цветной мелок
  • Напильники
  • Кусок поролона
  • Долото
  • Деревянный молоток
  • Старый нож
  • Жесткая шерсть
  • Полироль для мебели
  • Тряпка

1 Сделайте чертеж камня со всех сторон, чтобы рассчитать, что вы будете удалять с каменного блока.

Постелите в картонную коробку для обуви - это как раз подходящий размер - кусок полиэтилена так, чтобы не было складок по краям. Для создания мраморного эффекта вам нужно три разных цвета гипса. Надев маску, приготовьте достаточное количество белого гипсового раствора для основной фигуры камня (см. с. 54). Смешайте порошок желтой охры с небольшим количеством воды в мелкой емкости и добавьте гипс, доведя раствор до консистенции сметаны. Смешайте порошок красной краски с небольшим количеством желтой и голубой, чтобы получить красно-коричневую краску. Добавьте гипс в красно-коричневый раствор. Вы можете сделать мраморную расцветку из тех красок, из каких пожелаете.

3 Дайте раствору затвердеть и дождитесь реакции нагревания и охлаждения, а затем переверните блок верхней стороной вниз на стол. Пилой отпилите неровные концы в основании и вверху блока.

http://www.h3o-carwash.ru/

sotnikov-art.ru

- Резьба по Ганчу

 

Технологии по работе с гипсом

 

Резьба по Ганчу

«В умелых руках лучший клад - ремесло, что с ним в целом мире сравниться б могло?»Фирдоуси

Фрагменты панели из дворца Саманидов. Резной ганч. Республиканский музей культуры узбекского народа. Самарканд.

Самобытно и разнообразно искусство Узбекистана. Нет, пожалуй, самого простого и примелькавшегося материала, который не был бы включен в сферу творческих исканий народных мастеров. Возможно, и по сей день среднеазиатская разновидность гипса — ганч служил бы всего-навсего лишь штукатуркой для стен да скрепляющим материалом в кирпичной кладке, если бы к нему в глубокой древности не прикоснулся резец узбекского мастера — ганчкора. Недаром восточная мудрость гласит, что не материал делает вещь бесценной, а искусные руки мастера.

Резное ганчевое панно. Маргилаи, конец XIX века.

Орнаментальное искусство резьбы по ганчу достигло своего расцвета в XVIII—XIX столетиях. В этот период пышным декоративным убранством из резного ганча украшались мечети и богатые дома знати и вельмож. Резной декор в простых домах был более скромным и являлся естественным оформлением его конструкций. Наиболее часто украшались стены гостиных и террас. Ниши в стене, где обычно хранили постельное белье, и ниши для посуды с любовью отделывались затейливой резьбой. Створки ниш оформлялись в виде орнаментальных решеток. Над дверью и окнами узбекского жилища встраивались орнаментальные решетки, которые часто отливали из ганча. Через них в помещение проникал свежий воздух и дополнительный свет. Выполненные в виде изящного узора, они в то же время служили украшением жилища.

Настенные декоративные плиты из резного ганча. Ташкент.

В наше время резной ганч в Узбекистане находит самое широкое применение как архитектурное убранство при строительстве жилых домов, театров, клубов. Дворцов культуры и других общественных зданий. В крупных городах республики — Бухаре, Самарканде, Фергане — с увлечением изучают древнее ремесло мастеров-ганчкоров. Среди резных ганчевых работ больше всего настенных орнаментальных плит, в которых прослеживается стремление следовать традициям старой архитектурной резьбы. Но есть изделия, которые как бы расширяют сферу применения резного декора. Так, ганчкарами сконструированы и выполнены в материале всевозможные светильники: бра, торшеры, настольные лампы. Изящный прорезной орнамент в этих изделиях напоминает легкую кружевную вязь.

Прежде чем начать работу над созданием собственных орнаментальных композиций, каждый кружковец под руководством опытных педагогов изучает старинные орнаменты, историю архитектуры родного края, закономерности построения узора, традиционные технические приемы резьбы по ганчу.

Основные инструменты, приспособления и последовательность выполнения резьбы: 1 — скальпель, нож и скребни; 2 — мутовка; 3 — сосуд для ганчевого раствора; 4 — рамка для формовки плиты; 5 — основные этапы работы над резным орнаментом: а — заливка ганчевых растворов; б — нанесение рисунка припорохом; в — прорезание по контуру; г — подрезка; д — выбирание и выравнивание фона; е — рельефная разделка узора.

Рассмотрите внимательно орнаменты из резного ганча. Вы без труда заметите, что каждый такой орнамент состоит из нескольких повторяющихся частей. Вернее, одна часть орнамента повторяется несколько раз. Эту повторяющуюся часть орнамента в декоративном искусстве принято называть раппортом. В замкнутой орнаментальной композиции (в квадрате, круге, прямоугольнике, овале, ромбе) в зависимости от сложности орнамента раппорт повторяется от двух до десяти раз и более. Раппорт узора в полосе «занджира» может повторяться бесчисленное количество раз — это зависит от длины бордюра или рамки, для которых этот узор предназначен. В ряде случаев форма орнамента полностью зависит от формы декорируемого предмета. Например, для светильника, имеющего плафон в виде усеченного конуса, орнамент необходимо умело вписать в трапецию. При работе над настенными декоративными плитами художник не связан какой-то определенной формой плиты. Порой характер орнамента в процессе работы над эскизом может подсказать ее форму.

Если вы решите попробовать свои силы в резьбе по ганчу, то разработайте прежде всего эскиз орнамента, который будет служить одновременно шаблоном для переведения рисунка на материал.

Для эскиза нужно взять плотную лощеную бумагу. Разрабатывая орнамент, в котором раппорт повторяется четыре раза, согните лист вчетверо, то есть два раза вдвое. Сложенный лист можно скрепить скрепками. На одну часть сложенного листа нанесите карандашом орнаментальный рисунок раппорта. Затем положите бумагу на картон или доску из мягкой древесины и сделайте шилом или иглой проколы на всех линиях рисунка, стараясь прокалывать отверстия равномерно. Расстояния между проколами будут зависеть от величины изготавливаемого шаблона. Закончив наколку, снимите скрепки и разверните лист. На всех частях листа четкими пунктирами будут точно повторены контуры раппорта. Повторенный несколько раз, раппорт образует замкнутый орнамент. Мастера-ганчкоры называют такой шаблон коротким словом «ахта» (припорох). Наиболее удачные шаблоны старые мастера собирали и хранили. Они были главным богатством мастера и часто служили основой для создания новых орнаментальных композиций. Шаблоны передавались по наследству от отца к сыну.

Закончив шаблон, можно приступать к формовке ганчевой плиты.

Формовать плиту прямоугольной формы удобно на гладкой поверхности стола с помощью четырех реек. Длина каждой рейки около метра. Расположите рейки на столе, как показано на рисунке. Сдвигая их относительно друг друга, вы получите рамку, соответствующую пропорциям и размерам заготовленного шаблона. Мы говорили уже, что ганч — это разновидность гипса, которую исстари добывали и вырабатывали в Средней Азии. Ганч получают обжигом породы, содержащей от 40 до 70% гипса и лесс. Ганч, содержащий более высокий процент гипса и имеющий более тонкий помол, называется «гуль-ганчем». Он применялся в основном для тонких резных работ. Ганч более грубого помола и со значительным содержанием лесса, так называемый «тез-ганч», шел на скрепляющий раствор в кирпичной кладке и для оштукатуривания стен.

Ганч хорошо формуется и схватывается. Во влажном состоянии легко режется, примерно как свежая брынза. Достаточная плотность высокосортного ганча позволяет выполнять очень тонкие резные работы и в низком и в высоком рельефе. Высохший ганч имеет приятную бархатистую фактуру и мягкий белый цвет. Резные рельефы из ганча особенно эффектно смотрятся в интерьере при боковом естественном или искусственном освещении. Эти особенности ганча всегда учитывали зодчие и ганчкоры. Настоящий ганч не всегда можно достать, но в этом нет необходимости, так как его с успехом можно заменить обыкновенным гипсом, обладающим почти теми же свойствами. Наша промышленность выпускает формовочный гипс и строительный, называемый строителями алебастром. Формовочный гипс имеет белый цвет, высокую прочность. Благодаря тонкому помолу он пригоден для очень мелкой резьбы. Строительный гипс намного хуже формовочного, но и он пригоден для резных работ.

Ганчевый раствор ганчкоры затворяют в больших керамических чашах. Но для работы с гипсом можно изготовить специальную гипсовку из большого резинового мяча, разрезав его чуть выше середины. Чтобы гипсовка не катилась и сохраняла определенное положение, ее нужно укрепить на деревянной или проволочной подставке. Удобство резинового сосуда для затворення раствора заключается в том. что остатки засохшего гипса легко удаляются из него, достаточно слегка нажать на стенки.

Раствор гипса в формовочную рамку нужно наливать в два приема, причем каждый раствор приготавливается по-особому. Сначала затворите раствор для первого нижнего слоя — «тез-ганч». Налейте в гипсовку воду и всыпьте в нее гипс, равномерно распределяя его по поверхности воды. На три части воды нужно примерно две части гипса. Когда гипс полностью омочится водой, приобретя консистенцию сметаны, осторожно, не перемешивая раствор, вылейте в приготовленную форму. Выливайте его так, чтобы он равномерным слоем распределился в форме. Толщина первого слоя должна быть около двух сантиметров. Такой раствор очень быстро схватывается.

Примерно через десять минут поверхность «тез-ганча» протрите мокрой тряпкой и залейте второй раствор — «хаванда». Он должен долго сохранять пластичность, так как именно его предстоит обрабатывать режущими инструментами. Срок схватывания гипса значительно продлевается, если его хорошо вымесить. Перемешивать раствор можно рукой или мутовкой. Мастер Асрол Мухтаров рекомендует раствор для второго слоя перемешивать не менее двухсот раз. Разумеется, необязательно подсчитывать движения мутовки, гораздо проще ориентироваться с помощью часов. Чтобы получить хорошо вымешанный раствор, необходимо перемешивать его 3—4 минуты. Через 10—15 минут, как только залитый в форму второй раствор схватится, осторожно отделите от плиты рейки формовочной рамки. Выровняйте скальпелем или ножом лицевую поверхность плиты. Затем наложите на плиту шаблон. Из куска марли приготовьте тампон, засыпав в него любой темный сухой пигмент — толченый древесный уголь, сажу или синьку. Постукивая слегка тампоном в местах, где на трафарете нанесены проколы, осторожно обработайте каждый участок. Закончив припорашивание, снимите шаблон — на поверхности гипсовой плиты останется пунктирный рисунок орнамента.

Чтобы рисунок был более четким я не стирался во время работы, обведите его карандашом. В арсенале ганчкора более десятка различных инструментов. Но для выполнения несложных орнаментальных работ достаточно иметь всего несколько самых необходимых. Некоторое ганчкоры из Ташкента в качестве универсального инструмента применяют обыкновенный медицинский скальпель. Кроме скальпеля, потребуются стамеска и скребки для выборки фона.

Резные работы начните с прорезания контуров орнамента. При выполнении этой операции скальпель нужно держать в правой руке, придерживая и направляя его пальцами левой руки. Чтобы гипс хорошо резался, периодически обрызгивайте плиту водой. Если работа по каким-либо причинам приостановлена, плиту нужно обернуть мокрыми тряпками и накрыть полиэтиленовой оценкой.

Прорезав все контуры, приступайте к подрезке. Отступив от прорезанного контура в сторону фона на небольшое расстояние, наклоните скальпель примерно под углом 45° в, углубив, ведите параллельно контурам рисунка. При этом от гипсовой плиты должна отделяться стружка, имеющая форму трехгранной призмы.

Закончив подрезку, осторожно выберите фон вокруг орнаментальных элементов. Затем фон аккуратно выровняйте, следя за тем, чтобы все элементы орнамента выступали на одинаковую высоту над фоном. Границей фона должен быть нижний слой гипса. Работая режущими инструментами, довольно легко почувствовать эту границу, поскольку нижний затвердевший слой по сравнению с верхним режется с большим трудом. В некоторых случаях на этом этапе работа над рельефом заканчивается. Такой простой рельеф с плоской поверхностью выступающих элементов называется у ганчкоров «заминкор». Но этот вид резьбы встречается крайне редко, и заминкор в большинстве случаев служит лишь промежуточной стадией в работе над рельефом.

Приемы разделки рельефа: 1 — замин-кор: 2 — лула-пардоз; 3 — пах-пардоз; 4 — чока-пардоз; 5 — табака-пардоз.

Приемы дальнейшей разделки узора узбекские мастера называют пардозами. Обычно выполнением этих технических приемов заканчивается работа над любым рельефом. Из них можно выделить четыре самых характерных: лула-пардоз, пах-пардоз, чока-пардоз и табака-пардоз. Скруглив скальпелем острые ребра выступающих элементов так, что в сечении каждый из них будет иметь полуовал, вы практически используете прием, называемый лула-пардозом. Резные орнаменты, выполненные в этой технике, обычно отличаются мягкостью формы.

С помощью технического приема пах-пардоз создают рельеф с более четкими формами. Каждый выступающий элемент у такого рельефа приобретает в середине заостренную выпуклую форму, образованную двумя гранями срезов.

Один из наиболее распространенных приемов — чока-пардоз. При выполнении этого приема углубляется середина каждого элемента. Два встречных среза, пересекаясь в середине, образуют четкую грань. Одновременно заостряются края выступающих элементов орнамента. Выполненный в этой технике рельеф отличается четкостью и контрастностью светотеневых отношений.

Прием табака-пардоз изобретен и впервые применен на практике бухарскими ганчкорами в XIX веке. Его применяют в основном при разделке всевозможных розеток и бутонов. Косыми срезами подрезается каждый лепесток так, что в сечении получается пилообразный профиль. Выполненный в этой технике рельеф отличается пышностью рисунка и создает впечатление многоплановости.

Но обычно мастера не ограничиваются применением одного только приема в работе над рельефной композицией. Они умело сочетают все эти приемы. Порой трудно определить, где кончается один прием и начинается другой, настолько органично сливаются они в каждой работе. Противопоставляя световые и пластические эффекты разных приемов, настоящие мастера узбекского резного ганча создают композиции, поражающие зрителя живым разнообразием, всегда отличающим произведения настоящего высокого искусства.

Приемы разделки рельефа: Орнаментальная плита на разных стадиях изготовления: 1 — плита с рисунком, нанесенным припорохом; 2 — плита с выбранным фоном; 3 — готовый резной орнамент.

Автор: Г.Я. Федотовhttp://patlah.ru

" " .. 1993-2007 .

patlah.ru

Резьба

РЕЗЬБА - ОДНА из основных скульптурных техник. Резьба отличается от лепки тем, что, вместо того, чтобы накладывать материал для построения формы, его отсекают. Отсечение материала от каменного или деревянного блока должно быть тщательно спланировано, поскольку, если кусок будет удален, его нельзя вернуть обратно.

В этой книге принципы ваяния представлены на материале, который недорог и нетруден для резьбы. Вам не требуется покупать особый инструмент для резьбы по камню, чтобы резать по гипсу или воздушному бетону. Эти материалы можно обрабатывать пилой или долотом. Для отделки деталей использованы наборы напильников, рашпилей и наждачных инструментов, так называемые желобки.

Инструменты

После того как вы освоите технику резьбы этих мягких материалов, вы сможете работать с деревом и камнем, которые гораздо труднее поддаются ваянию и имеют зернистую структуру, что тоже надо принимать во внимание.

Техника резьбы

Макетирование очень важно, когда имеешь дело с резьбой, поскольку вы можете оглядеть макет со всех сторон, что помогает лучше сориентироваться в трехмерной форме.

Резьба по дереву

Существует несколько различных техник резьбы в зависимости от используемого вами материала. Поскольку вы не можете вернуть на место то, что отсекли, очень важно сделать план работы

в чертеже и в маленькой глиняной модели, называемой макетом. Работая над головой фараона в Проекте 13, мы будем иметь дело с макетом (см. с. 106-111). Выполнив макет, вы можете использовать его, расчертив блок, с которым вы будете работать.

Отпиливание часто используется при работе с деревом, на первых стадиях оно применяется для создания приблизительной, грубой формы, когда вы отпиливаете большие куски ненужного материала При работе с камнем применяют специальные пилы, однако здесь мы будем иметь дело с довольно мягким материалом, таким, как гипс и песчаник, их можно пилить обычной пилой, Отпиливание гипса и песчаника - процесс относительно простой.

Необходимо следить за тем, чтобы не пилить поперек гранул в камне или волокон в дереве, чтобы избежать раскалывания материала и не удалить больше, чем нужно. Сделайте надпил поперек волокон в том месте, где хотите отпилить, а затем направляйте подпил к этому месту.

Скалывание и работа с долотом

Это также основные техники ваяния. Топорик с выпуклым лезвием можно использовать для скалывания и удаления больших кусков материала. Опять же, желательно делать скол поперек деревянных волокон, прежде чем сильно ударять топором вдоль них.

sotnikov-art.ru